Восстановление срока принятия наследства

Сразу оговоримся, что под формулировкой восстановление срока принятия  наследства понимается его продление – такую терминологию используют обычные граждане. Какова процедура продления по закону и на какой срок можно «растянуть» срок?

Многие граждане уже знают или где-то слышали, что «стандартный» срок вступления в наследство по российскому законодательству равен шести месяцам. Почему так, почему не трём или одному году, зачем государство устанавливает ограничения по времени? Миссия любого государства – обеспечить законность владения имуществом собственниками. После смерти наследодателя имущество как-бы «подвисает» с точки зрения законодательства, поскольку им нельзя распоряжаться, законно использовать для повседневной жизни или работы, его нельзя продать или оформить в качестве залога в банке. Чем раньше наследник или наследники вступят в свои права – тем это выгоднее государству.

Шестимесячный срок (статья 1154 ГК) признан оптимальным: этого вполне достаточно, чтобы несмотря на скорбь по ушедшему родичу выполнить необходимые формальности.

О стандартных сроках

Арифметика довольно простая:

• Отсчет начинается со следующего за датой смерти наследодателя дня месяца (Ст. 191 ГК).
  • Истечение срока – ровно через шесть месяцев от начала отсчета срока, в то же число. Если в месяце нет такого-же числа (допустим, человек умер 30, отсчет срока начался 31-го), то окончание срока приходится на последний день месяца, т.е. на 30 число.
  • Последний день шестимесячного периода учитывается полностью. Допустим, вы отнесли на почту в этот день письмо нотариусу за минуту до полуночи, но если штамп подтверждает это, то заявление признается действительным, даже если оно попадет в руки нотариусу спустя несколько дней, когда срок уже закончится.

Основания для восстановления срока принятия наследства

Четкого перечня закон не определяет, но суд требует предъявления причин, которые он сочтет уважительными, расценит их как весомые основания для восстановления срока принятия наследства. Таковыми может быть признаны следующие жизненные обстоятельства:

• Неосведомленность о кончине наследодателя – самый распространенный случай.
  • Тяжелая, продолжительная болезнь, которая не позволяла обратиться к нотариусу. Сюда же можно отнести временную или постоянную недееспособность наследника.
  • Длительная командировка в местность, удаленную от всех благ цивилизации.
  • Прочие уважительные причины, среди которых можно встретить довольно экзотические, например, неграмотность.

Суд учтет только документальное подтверждение вышеизложенных причин: медицинские справки, командировочные удостоверения и другие документы.

Иск о восстановлении срока для принятия наследства

Что делать, если вы по тем или иным обстоятельствам «пропустили» шестимесячный период, в течение которого можно было заявить о своих правах наследника? Трагедии нет: нужно подать иск о восстановлении срока для принятия наследства. К сожалению, для этой процедуры также существуют временные ограничения: «окно возможности» для подачи иска ограничено также 6 месяцами. Отсчет начинается на следующий день после истечения «стандартного», «общего» шестимесячного срока, прошедшего от дня кончины наследодателя.

Иногда удается избежать походов по судам, если между наследниками достигается согласие перераспределить доли в наследстве и удовлетворить притязания нового наследника. Соглашение должно быть заверено в нотариальной конторе.

Для восстановления срока принятия наследства в Зеленограде нужно прийти на консультацию к квалифицированному адвокату, который поможет составить иск и обеспечить защиту ваших прав в судебных инстанциях города.